Будет интересно

Законно ли дистрибьюторское соглашение

законно ли дистрибьюторское соглашение

Стороны могут предусмотреть неустойку за нарушение эксклюзивного права, вправе прекратить его отступным или новацией.

Нарушение стороной эксклюзивного права не дает оснований для оспаривания договоров, которые она заключила в нарушение такого условия, поскольку в законе такая возможность не предусмотрена. Однако это не освобождает недобросовестного субъекта от ответственнос­­ти перед пострадавшим контрагентом, эксклюзивное право которого было нарушено.

Эксклюзивное право имеет обязательственную природу: оно возникает, действует и прекращается по основаниям и на условиях, предусмотренных договором о его предоставлении.


И это, казалось бы, экономически логичное условие может создать зону риска.

Дистрибьюторское соглашение, как правило, предусматривает предоставление скидок и бонусов не только в зависимости от объемов закупаемой продукции, но и на основе таких показателей, как, например, долгосрочность сотрудничества, перспективность клиента и др.

С точки зрения ведения бизнеса все экономически обусловлено и оправданно. Однако предоставление разных условий сотрудничества (в данном случае отличающихся по ценовой политике) должно не только базироваться на четко определенных критериях и быть закреплено в условиях сотрудничества, доступных всем дистрибьюторам, но и иметь надлежащее экономическое и технологическое обоснование.

Законно ли дистрибьюторское соглашение

Важноimportant
Вне зависимости от выбранного варианта договора это право должно быть зарегистрировано в Роспатенте. Поскольку с 1 октября 2014 года порядок регистрации права использования товарного знака стал упрощенным, регистрация осуществляется на основании заявления, подписанного сторонами договора.

2.


При предоставлении права использования товарного знака на основе дистрибьюторского договора, в нем необходимо предусмотреть все существенные условия, характерные для лицензионного договора на использование товарного знака.

Петербургские коллегиальные чтения — 2015

Сборник докладов научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 24-26 июня 2015 г.)

Данный текст публикуется исключительно в целях пропаганды и просветительской деятельности в области прав интеллектуальной собственности.

  • навязывание компанией невыгодных условий дополнительного соглашения к международному дистрибьюторскому соглашению;

  • необоснованное уклонение компании от заключения прямого дистрибьюторского соглашения с российским юридическим лицом.

Таким образом, ФАС России подтвердила, что положения российского антимонопольного законодательства применяются к действиям иностранных лиц либо организаций, если такие действия оказывают негативное влияние на состояние конкуренции на территории РФ.

Как защитить бизнес?

Основная задача хозяйствующих субъектов – вовремя проанализировать контрактную документацию на предмет ее соответствия требованиям антимонопольного законодательства и не допустить включения в дистрибьюторские соглашения ограничивающих конкуренцию положений.

На практике часто возникают сложности, связанные с тем, что компания сама может не знать о том, что доминирует на определенном товарном или географическом рынке, либо позиции ФАС России и компании в определении такого рынка различаются. Хозяйствующим субъектам необходимо тщательно подходить к анализу своей доли на рынке и при наличии доминирования быть осторожными при отказе в заключении контрактов, допуская его только при наличии надлежащей экономической и технологической мотивировки.

Экстратерриториальность

Перечисленные ограничения необходимо принять во внимание не только российским, но и иностранным компаниям, осуществляющим поставки продукции в Россию, ввиду экстратерриториальности отечественного антимонопольного законодательства.

Согласно п.


2 ст.

Инфоinfo
КГ-А40/7728 04) также стоит на позиции, что не требуется регистрации дистрибьюторских договоров, в которых не предусмотрена передача исключительного права, товарный знак не выступает в качестве предмета договора, отсутствуют какие-либо ссылки на номер свидетельства государственной регистрации и т. д. Как правило, в таких договорах нет указания на конкретные товарные знаки.

Таким образом, если в дистрибьюторском договоре предусматривается предоставление права использования товарного знака, то представляется, что такой договор подлежит регистрации в Роспатенте, иначе он может быть признан недействительным.

Национальный принцип исчерпания прав

Согласно п.


1 ст. 1484 ГК РФ правообладателю принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со ст.

Иногда дополнительно к дистрибьюторскому соглашению стороны заключают отдельные договоры поставки, в которых более конкретно определяют ассортимент, стоимость поставляемой продукции, периоды и иные условия поставки. В некоторых случаях достаточная детализация поставляемого товара и условий его поставки содержится в самом дистрибьюторском соглашении, а конкретные партии товара согласовываются сторонами в спецификациях.

Данное обстоятельство позволяет отнести дистрибьюторские соглашения к вертикальным соглашениям, понятие которых установлено п.

19 ст. 4 Закона № 135-ФЗ.

В то же время зачастую производители продукции сохраняют за собой право осуществлять ее реализацию на той территории, право работы на которой предоставлено дистрибьютору.

Кроме того, дистрибьютору передаются копии сертификатов, лицензий и других документов, подтверждающих возможность реализации товара на определенной территории.

Сторонами дистрибьюторского договора в подавляющем большинстве случаев выступают субъекты хозяйственной деятельности – фирмы или частные предприниматели, однако в редких случаях дистрибьютором может выступать и физическое лицо (например, это можно встретить у компаний, построенных по принципу сетевого маркетинга, например, распространяющих косметику).

В большинстве случаев дистрибьюторское соглашение заключается на длительный срок (несколько лет) и далее автоматически продлевается, если ни одна из сторон не желает отказаться. Рассмотрим наиболее существенные условия дистрибьюторского договора.

Условия дистрибьюторского договора.

1.

Подобные условия устанавливаются с целью не допустить конкуренции различных дистрибьюторов между собой.

На первый взгляд может показаться, что данные условия не нарушают требований антимонопольного законодательства, поскольку ч. 2 ст. 11 Закона № 135-ФЗ предусмотрен запрет лишь в отношении вертикальных соглашений (к которым, как уже указывалось, относятся и дистрибьюторские договоры), содержащих обязательство покупателя не продавать товар хозяйствующего субъекта, являющегося конкурентом продавца. Однако очевидно, что ограничение производителя в поставке товара на соответствующий рынок устанавливается с единственной целью – не допустить появления других дистрибьюторов на определенной территории (которой в некоторых случаях может являться территория всей страны).
А такие действия уже могут быть квалифицированы по ч. 4 ст.

Вниманиеattention
ГК РФ).

Контракт с условием о возврате товара представляет собой комплексный договор

Нередко встречаются в практике такие договоры поставки, по которым покупателю, купившему товар, вменяется в обязанность его дальнейшая реализация, а поставщику — обязанность принять товар обратно, если покупатель, в свою очередь, не сможет его продать (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 12.05.2011 по делу № А82-9099/2010). По сути, такой договор как раз и представляет собой дистрибьюторское соглашение с условием об обратном выкупе (которое, кстати, более характерно для договора консигнации, также не по­именованного в ГК РФ).


Таким образом, классический договор поставки можно осложнить обязательством покупателя продавать товар либо обязательством поставщика принять его обратно при определенных условиях.

Президиум ФАС России указал, что целью заключения дистрибьюторского соглашения является распространение дистрибьютором товаров производителя (Решение Президиума ФАС России от 23.05.2012 № 5-15/1-2). В этой связи производитель товаров и дистрибьютор, реализующий такие товары на одном товарном рынке, не будут считаться конкурентами при одновременном соблюдении следующих условий:

  • на таком товарном рынке дистрибьютор осуществляет реализацию товаров, приобретенных им у данного производителя;

  • дистрибьютор не осуществляет производство взаимозаменяемых товаров.

При соблюдении указанных условий требования ч.
1 ст.

ФАС России, в настоящее время рассматривающей рынки продажи автомобилей разных марок не как единый рынок их реализации, а как отдельные товарные рынки [5].

Таким образом, может сложиться ситуация, при которой хозяйствующий субъект будет считать дистрибьюторское соглашение с его участием допустимым, т. к. занимаемая им доля рынка не превышает установленного порога в 20%, а антимонопольный орган тем не менее предъявит к нему претензии. В подобных обстоятельствах при возникновении судебного спора необходимо учитывать, что обязанность доказывания размера доли рынка лежит на антимонопольной службе.

Сказанное означает, что в деле должен иметься аналитический отчет последней [6]., подготовленный в соответствии с приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *