Будет интересно

Методика выявления по вскрытию фактов коррупции, должностных правонарушений

методика выявления по вскрытию фактов коррупции, должностных правонарушений

Часть 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Особенности документирования преступлений, предусмотренных ст. ст. 290, 291 УК Российской Федерации, и использование результатов оперативно-розыскной деятельности в расследовании данных преступлений

Преступления, ответственность за которые предусмотрена ст. 290, 291 УК Российской Федерации (далее – УК), являются основными проявлениями коррупции и справедливо считаются крайне трудными для выявления и раскрытия.

Совершающие коррупционные преступления лица самостоятельно или с помощью квалифицированных специалистов принимают серьезные меры к маскировке своей противоправной деятельности, к уничтожению ее следов. Уровень латентности таких преступлений крайне высок, они совершаются, как правило, без свидетелей. Поэтому установить не только исполнителей преступления, но даже сам факт его совершения крайне затруднительно.


Это могут быть руководители органов, их отдельных подразделений (чаще всего кадровых служб и бухгалтерий), сослуживцы лиц, допустивших нарушения, служащие, осуществляющие контрольные, учетно-регистрационные функции, и другие лица, располагающие требуемой информацией.

Результаты проверки отражаются в справке, которая составляется работником, непосредственно ее производившим. В справке отражаются все установленные факты, имеющие значение для правовой оценки проверявшихся действий (бездействия) и актов.
В заключительной части справки формулируются предложения о необходимых мерах реагирования на выявленные нарушения закона, их причины и условия.

Федерального закона определены:

1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономичес-ких, правовых, специальных и иных мер;

6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Основываясь на анализе правоприменительной практики, коррупционные проявления представляется возможным разделить на два основных вида:

1.

Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

2. Наделены ли орган, должностное лицо, издавшие исследуемый правовой акт, правом регулирования данных отношений (правомочность субъекта, осуществляющего правовое регулирование).

1.3.


Выявление коррупционных правонарушений

при осуществлении прокурорского надзора

за исполнением законов о прохождении

государственной и муниципальной службы

Реализация полномочий публично-правовых образований осуществляется посредством деятельности государственных гражданских служащих (гражданских служащих) и муниципальных служащих в процессе выполнения возложенной на них служебной функции. Немаловажное значение для устранения причин и условий, порождающих коррупцию, имеет кадровая политика.

Им обычно предшествует анализ статистических данных, обобщение материалов текущих проверок, иных сведений о состоянии законности на объектах проверки.

В целях выявления нарушений законодательства о государственной и муниципальной службе, противодействии коррупции используется весь спектр полномочий, предоставленных законом прокурору. Наиболее часто используются полномочия по беспрепятственному вхождению на территорию и в помещения поднадзорных органов (учреждений), доступу к документам и материалам, их истребованию, вызову должностных лиц и граждан для дачи объяснений по поводу нарушений закона.

Круг документов, с которыми знакомятся прокурорские работники, проверяя исполнение законов о государственной и муниципальной службе, противодействии коррупции, довольно широк.

ФЗ «О противодействии коррупции» в состав коррупции включил злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения.

Коррупцию можно рассматривать как противоправную двустороннюю сделку, выраженную в согласованной воле двух сторон, где одно лицо продает свои возможности и услуги, а другое — их покупает. Единого состава преступления коррупция не образует. Обычно действия, относящиеся к коррупции, признаются различными самостоятельными преступлениями, которые не следует сводить к одному взяточничеству, особенно в условиях рыночной экономики.

Задачи прокурорского надзора за соблюдением антикоррупционного законодательства полагаем возможным определить следующим образом:

обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе законных интересов в экономической и иной приносящей доход деятельности;

обеспечение защиты государственных и общественных интересов;

обеспечение эффективной и законной деятельности органов контроля;

обеспечение законности правовых актов, издаваемых поднадзорными органами и должностными лицами;

своевременное выявление, предупреждение и пресечение нарушений законодательства Российской Федерации, принятие мер по восстановлению законности, привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности, возмещению вреда и восстановлению нарушенного права.

1.2.

Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в соответствии с п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 26 данного Федерального закона в сфере антикоррупционного законодательства осуществляется:

за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

соответствием законам правовых актов, издаваемых вышеназванными органами и должностными лицами;

соблюдением прав и свобод человека и гражданина (ст. ст. 8, 34, 35 и 36 Конституции Российской Федерации).

Положениями ст.

— информацию из других правоохранительных и контролирующих структур, полученную ими в связи с расследованием других преступлений, с проверкой деятельности рассматриваемой структуры (органа, учреждения, организации).

Однако важно не только выявить коррупционное преступление и провести определенные оперативно-розыскные мероприятия, но и правильно задокументировать их результаты, что в дальнейшем является гарантией успешного расследования уголовного дела и его направления в суд.

Как правило, в большинстве случаев основным доказательством дачи-получения взятки является ее передача под контролем, проводимом в рамках оперативно-розыскного мероприятия – оперативный эксперимент.

Результаты проведения оперативного эксперимента по делам о взяточничестве в настоящее время рассматриваются как основное и решающее доказательство.

Следовательно, задачи государства и местного самоуправления состоят в обеспечении реализации конституционных положений при неукоснительном соблюдении требований закона.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 01.01.01 г. коррупция это: а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение деяний, указанных в подп. «а» п. 1 ст.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *