Будет интересно

Иван похлебаев стерлитамак

Вскоре между разрывами облаков Похлебаев увидел знакомые силуэты «Фокке-вульфов-190». Четыре немецких истребителя шли на перехват его пары. До линии фронта более 100 километров – уйти без боя не удастся. Помощи ждать неоткуда. Единственная надежда на слаженные действия обоих лётчиков.

Самолёты закружились в смертельном танце. Искусно и стремительно маневрируя, советские лётчики старались не допустить врага в хвост, короткими очередями они отгоняли друг от друга вражеские истребители.

Однако долго так не продержаться: боезаряды на исходе, а враг наседает всё настойчивее. По опыту последних дней Похлебаев знал: враг будет держаться до первой сбитой машины. Командир предпринимает дерзкую, смелую атаку: развернувшись лицом к врагу, он устремляется на идущий впереди вражеский самолёт. Немец не ожидал лобовой атаки и не успел прицелиться – вражеская трасса прошла мимо.

  • Дементеев Борис Степанович // Я дрался с асами люфтваффе. На смену павшим. 1943-1945 / Составитель А. В. Драбкин.

    Вниманиеattention
    М.: Яуза: Эксмо, 2006. — 552 с. — ISBN 978-5-699-17582-2.
  • Быков М. Ю. Асы Великой Отечественной. Самые результативные лётчики 1941-1945 гг.

Инфоinfo
М.: Яуза: Эксмо, 2007. — С. 1051. — 1477 с. — ISBN 978-5-699-20526-4.
  • Бодрихин Н. Г. Советские асы. Очерки о советских лётчиках. — М.: ЗАО КФК «ТАМП», 1998.

  • — С. 209. — 324 с. — ISBN 5-89883-001-4.

    Документы[править | править код]

    Представление к званию Героя Советского Союза и указ ПВС СССР о присвоении звания (неопр.).


    Архивировано 8 апреля 2013 года.
    Сальяны, Азербайджан) – «кузницу» лётных кадров 4-й ВА Северо-Кавказского фронта.

    19 мая 1943 года 84-й иап вновь приступил к боевой работе, но уже в составе 216-й авиадивизии, известной впоследствии как «дивизия Покрышкина». Приказом НКО СССР № 234 от 17.06.43 г., после успешных боёв на Кубани, дивизия была преобразована в 9-ю гвардейскую, а 84-й авиаполк – в 101-й гвардейский истребительный авиационный полк.
    В этом полку И.Г. Похлебаев сражался до конца войны. В совершенстве овладев техникой пилотирования, Иван Григорьевич в короткий срок становится одним из самых результативных лётчиков полка.
    Много времени уделял он изучению боевого опыта легендарного Покрышкина, с которым некоторое время воевал на Кубани бок о бок в составе одной дивизии.

    Иван похлебаев стерлитамак

    Ивана Похлебаева назначают на должность старшего лётчика, а 17 январе 1943 года он становится командиром звена. Вскоре пришла и первая воздушная победа: в групповом бою он сбивает немецкий военно-транспортный самолёт Ю-52.
    10 марта 1943 года

    Похлебаеву присваивают звание лейтенанта. За образцовое выполнение боевых заданий в битве за Кавказ и проявленные при этом мужество и отвагу Иван Григорьевич был удостоен первой своей награды – ордена Красной Звезды (приказ 4 ВА №019/н от 14.03.1943).

    Известие о награде Похлебаев получил на больничной койке в Ессентуках. 13 марта 1943 года он повёл звено И-16 на перехват вражеских самолетов. В завязавшемся бою истребитель Похлебаева был подбит.

    Вражеский снаряд попал в бензобак. Вспыхнул мотор. Лётчик попробовал сбить пламя, но безуспешно. Когда горящий бензин стал хлестать по лицу, Иван попытался выброситься с парашютом.

    Началась настоящая охота за советским истребителем: шесть против одного. Фашисты увлеклись лёгкой добычей. Иван подметил, что каждый спешит его сбить, забыв про меры предосторожности.

    В какой-то момент прямо на него выскочил «мессер». Похлебаев подбил его короткой очередью и, сделав переворот, ушёл в глубокое пикирование. Используя перевес в скорости, оторвался от противника.

    Машину сильно трясло. Оглянувшись, увидел: половина стабилизатора отбита. Дотянув до своего аэродрома, удачно приземлился, несмотря на то, что колёса были пробиты.


    Всё-таки живучей оказалась «аэрокобра»! Техники насчитали в самолёте 39 пробоин. И ни одной царапины у лётчика! Везение помноженное на отвагу и мастерство.

    Вскоре на аэродром вернулись трое молодых лётчиков из звена Похлебаева.

    Не сбит ли? Нет, как всегда, держится сзади. Расстояние до «фоккера» быстро сокращается. Противник буквально прижимается к земле, маскируясь на фоне местности. Похлебаев настигает врага и на высоте 200 метров в упор его расстреливает.

    Этот бой происходил на глазах сотен наших бойцов, которые восхищались отличной работой советских соколов. Командующий Отдельной Приморской армией генерал Петров и командующий 4-й воздушной армией генерал-полковник Вершинин наблюдали лично за этим боем и прислали Похлебаеву поздравительную телеграмму.

    О событиях тех дней конца января – начала февраля 1944 года есть яркие и подробные воспоминания Бориса Степановича Дементеева, боевого товарища и друга Похлебаева.

    Похлебаев с 26 августа 1942 года в должности лётчика[2] 750-го смешанного авиационного полка 217-й истребительной авиационной дивизии 4-й воздушной армии. Участник Битвы за Кавказ на Северо-Кавказском и Закавказском фронтах[3].

    Воевал на истребителе И-16. В ходе Моздок-Малгобекской оборонительной, Нальчикско-Орджоникидзевской оборонительной, Северо-Кавказской наступательной и Краснодарской наступательной операций совершил 39 боевых вылетов на разведку войск противника. Сведения, добытые И. Г. Похлебаевым, неоднократно позволяли командованию 9-й армии своевременно определять замыслы врага и оперативно реагировать на изменение обстановки. Во время наступательных операций старший сержант Похлебаев вскрыл оборону противника на участках Платнировская — Верхний и Пластуновская — Тимашевская — Брюховецкая.
    Похлебаев перевёлся на Подольский патронный завод № 17, при котором функционировал аэроклуб. Летать учился без отрыва от производства. Завершив программу обучения на самолёте У-2 в 1937 году, Иван Григорьевич в мае 1938 года поступил в Высшую парашютную школу Осоавиахима, по окончании которой с января 1939 года работал лётчиком-инструктором в Ногинском аэроклубе. В связи с напряжённой внешнеполитической обстановкой в декабре 1939 года И. Г. Похлебаев был призван на военные сборы, во время которых он решил стать военным лётчиком.

    В январе 1940 года его направили на учёбу в Ульяновскую военную авиационную школу пилотов. Военную службу сержант И. Г. Похлебаев начал в Закавказском военном округе в должности лётчика-инструктора Цнорис-Цхалинской военной авиационной школы пилотов.

    В боях с немецко-фашистскими захватчиками старший сержант И.

    Г.

    Похлебаев, получивший 10 марта офицерское звание, был переведён в 84-й «А» истребительный авиационный полк 19 мая 1943 года был включён в состав 216-й смешанной авиационной дивизии (с 17.06.1943 г. 9-й гвардейской истребительной авиационной дивизии) 4-й воздушной армии, и назначен на должность заместителя командира авиационной эскадрильи — штурмана эскадрильи. В июне 1943 года полк был преобразован в 101-й гвардейский.

    12 июля 1943 года полк был выведен на переформирование на аэродром Вазиани. Летом 1943 года И. Г. Похлебаев прошёл переобучение на самолёте Р-39 «Аэрокобра». В конце октября 1943 года 101-й гвардейский истребительный авиационный полк вернулся в 4-ю воздушную армию и в составе 329-й истребительной авиационной дивизии начал подготовку к Керченско-Эльтигенской десантной операции.

    Спасли молниеносная реакция и самообладание. Уклонившись от удара, Похлебаев сам перешёл в атаку и, догнав на пикировании вражеский истребитель, с короткой дистанции поразил его.

    Спустя неделю командир эскадрильи получил новое задание: произвести разведку в тылу врага, в районе железнодорожной станции Владиславовка. Ведомым был назначен гвардии лейтенант Иванов, смелый, опытный лётчик. Разведчики незамеченными проскользнули в тыл врага и, выявив на станции большое количество вражеской техники, собирались возвращаться на базу. Вокруг всё было спокойно. Однако уже с первых боёв Похлебаев хорошо усвоил правило: в воздухе нельзя расслабляться ни на секунду. Своевременно заметить врага и разгадать его замысел – от этого во многом зависит не только успех боя, но и собственная жизнь.

    Повышенная бдительность оказалась ненапрасной.

    Важноimportant
    Получил квалификацию слесаря-сборщика, работал в сборочном цехе того же завода.

    Как и тысячи сверстников, он мечтал о небе, хотел быть похожим на Чкалова, Водопьянова и других лётчиков-героев, которые в 30-е годы были кумирами советской молодёжи.

    Узнав, что при подольском патронном заводе № 17 есть аэроклуб, Похлебаев переходит работать на этот завод и без отрыва от производства поступает в аэроклуб. В аэроклубе учащиеся, учлёты, знакомились с материальной частью самолёта, обучались прыжкам с парашютом и осваивали технику пилотирования на учебном самолёте У-2.


    В 1937 году Иван Похлебаев сдал на «отлично» выпускные экзамены и получил лётную специальность.

    Следующей ступенькой в небо была Высшая парашютная школа Осоавиахима (ст. Голицино Московской обл.): с мая 1938 г. по январь 1939 г.

    Дата рождения 28 марта 1917(1917-03-28) Место рождения село Подолянь, Орловский уезд, Орловская губерния, Российская Республика Дата смерти 23 февраля 2000(2000-02-23) (82 года) Место смерти

    Принадлежность СССР СССР Род войск Военно-воздушные силы Годы службы 1939—1958 Звание Часть • Цнорис-Цхалинская военная авиационная школа пилотов • 750-й смешанный авиационный полк • 84-й «А» истребительный авиационный полк • 101-й гвардейский истребительный авиационный полк • 689-й гвардейский истребительный авиационный полк • 925-й истребительный авиационный полк ВВС ВМФ • 87-й гвардейский истребительный авиационный полк ВВС ВМФ • 137-я истребительная авиационная дивизия Сражения/войны Великая Отечественная война Награды и премии

    Иван Григорьевич Похлебаев (1917—2000) — советский военный лётчик.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *