Будет интересно

Аркадий свидригайлов весь жизненный путь преступлениями

На примере главного героя автор показывает, что любое преступление невозможно без наказания, – студент Раскольников, который, пожелав стать такой же великой личностью, как и его кумир Наполеон, убивает старуху процентщицу, однако не может снести моральных мучений после содеянного и сам признается в своей вине. В романе Достоевский подчеркивает, что даже самые великие цели и идеи не стоят человеческой жизни.

Рекомендуем не только прочесть краткий пересказ «Преступления и наказания» по главам, но и оценить гениальный роман полностью.

Тест по роману

Краткое содержание запомнится лучше, если вы ответите на вопросы этого теста:

Свидригайлов преступление и наказание главы

Свидригайлов заговаривает с Раскольниковым про его сестру Дуню, убеждая, что совсем не думал её бесчестить, а хотел бежать с ней за границу и там «устроить обоюдное счастье».

О внешности Свидригайлова известно следующее: «. росту повыше среднего, дородный, с широкими и крутыми плечами, что придавало ему несколько сутуловатый вид. Был он щегольски и комфортно одет и смотрел осанистым барином.

Важноimportant
В руках его была красивая трость, которою он постукивал, с каждым шагом, по тротуару, а руки были в свежих перчатках. Широкое, скулистое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский.

Волосы его, очень еще густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью, а широкая, густая борода, спускавшаяся лопатой, была еще светлее головных волос. Глаза его были голубые и смотрели холодно-пристально и вдумчиво; губы алые.
Вообще это был отлично сохранившийся человек и казавшийся гораздо моложе своих лет. « «. обеими руками оперся на трость.
Рано или поздно он останется в пустоте с ощущением полнейшей беспросветности, когда жить уже больше невозможно.

Итак, Свидригайлов оказался жертвой собственной теории. А можно ли считать его жертвой общества?

Да. Свидригайлов превратился в закоренелого преступника в обществе, где все дозволено, где, дав взятку, можно «затушить уголовное дело с примесью зверского и фантастического душегубства, за которое он мог бы прогуляться в Сибирь» (так рассказывал Лужин о первом преступлении Свидригайлова) (часть 4 глава 2); где можно купить медицинское освидетельствование: «Медицинское следствие обнаружило апоплексию, происшедшую от купания сейчас после плотного обеда, с выпитою чуть ли не бутылкой вина» (так рассказывал Свидригайлов о причинах смерти жены) (часть 4 глава 1).

Понимаю, какие у вас вопросы в ходу; нравственные что ли? вопросы гражданина и человека? А коли так, так и соваться не надо было; нечего не за свое дело браться”, — говорит Аркадий Иванович герою. Так Свидригайлов еще раз, по-своему, грубо и резко, выговаривает то, что, в сущности, давно уже стало ясносамому Раскольникову.
“Не переступил он, на этой стороне остался”, а все потому, что “гражданин” и “человек”. Свидригайлов же переступил, все человеческое и гражданское побоку пустил.

Отсюда равнодушный цинизм, обнаженная откровенность, а главное, та точность, с которой формулирует он самую суть раскольниковской идеи. Аркадий Иванович признает эту идею и своей: “Тут… своего рода теория, то же самое дело, по которому я нахожу, например, что единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша”.

Просто и ясно. И нравственные вопросы тут лишние.
Сценарий страдания Свидригайлова в некоторых звеньях дублирует сценарий страдания Раскольникова (источники и проявления страдания). В способах пресечения страдания герои расходятся.

Но если со Свидригайловым Раскольникова многое объединяет, они часто беседуют, то с возможным женихом сестры Петром Петровичем Лужиным, Раскольников вообще не желает вступать в контакт.
Объединяет Лужина и Раскольникова только то, что они оба переступили черту дозволенного, следуя каждый своей теории. Лужин никого не убивал. Но он готов переступить любые грани ради личной материальной выгоды.
Теория Лужина не идеологическая, а экономическая. Но при этом Раскольников считает, что Лужин способен убивать. Так, Раскольников неожиданно замечает: «Доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать» [2, с.
241], т.

Инфоinfo
Видно, запала эта деталь в память писателя-петрашевца! Вот и Свидригайлов по пути к месту самоказни, взглядом то и дело «натыкался на лавочные и овощные вывески и каждую тщательно прочитывал…»

В последнюю решительную минуту Свидригайлов вёл себя хладнокровно, нервами-чувствами своими владел в полной мере. Он даже как-то усмешливо довёл до логического конца свою шутку-эвфемизм про вояж, объявив случайному свидетелю — караульному солдатику-пожарному (Ахиллесу), — что-де едет в Америку и пусть тот так и объяснит потом полиции: поехал, мол, в Америку…


И — спустил курок. Осечки не произошло.

Фамилия Свидригайлов отражает противоречивую, изворотливую сущность этого героя.

Раскольников возвращается домой и на пороге своей квартиры встречает того загадочного мещанина, который назвал его убийцей. Мужчина извиняется за свои слова: как оказалось, именно он был приготовленным Порфирием «сюрпризом» и теперь раскаивался в своей ошибке.

Вниманиеattention
Родион чувствует себя спокойней.

Часть пятая

Лужин считает, что в их ссоре с Дуней виноват исключительно Раскольников. Петр Петрович думает о том, что зря не дал Раскольниковым денег до свадьбы: это бы решило многие проблемы.


Желая отомстить Родиону, Лужин просит своего соседа по комнате Лебезятникова, хорошо знакомого с Соней, позвать девушку к нему. Петр Петрович извиняется перед Соней, что не сможет присутствовать на похоронах (хотя и был приглашен), и дает ей десять рублей.

Это семья лишь официально, взаимного чувства в ней нет никакой. Свидригайлов не любит Марфу Петровну, которая, однако, делает ради него все.

Героиня действительно любит Свидригайлова до «одурманения». Аркадий Иванович же равнодушен к ней: между ним и женой составляется «изустный контракт», который разрешает Свидригайлову пылать страстью к другим девушкам с согласия Марфы Петровны.

Хотя женщина безумно любит Свидригайлова, она не завещает ему свои богатства, а оставляет их своим детям, потому что понимает, что он не будет заботиться о них. И действительно, дети, по мнению Свидригайлова, абсолютно не нуждаются в нем. Персонаж оставляет их на попечение тетке.

Семья Свидригайловых перестает существовать после смерти Марфы Петровны, хотя фактически она и не начинала существовать. Многие считают смерть героини подозрительной и обвиняют Свидригайлова в гибели его жены.

Затем, испросив у ней извинения в недавних этих всех неприятностях, я попросил бы позволения предложить ей десять тысяч рублей и таким образом облегчить разрыв с господином Лужиным…» (6; 219).

Свидригайлов достойно и убедительно успокаивает Раскольникова, подозревающего в его щедрости задние и оскорбительные намерения.

«…Совесть моя совершенно покойна, я без всяких расчетов предлагаю… — объясняет он. — Все в том, что я действительно принес несколько хлопот и неприятностей многоуважаемой вашей сестрице; стало быть, чувствуя искреннее раскаяние, сердечно желаю, — не откупиться, не заплатить за неприятности, а просто-запросто сделать для нее что-нибудь выгодное, на том основании, что не привилегию же в самом деле взял я делать одно только злое».

Последние слова, вложенные Достоевским в уста Свидригайлова, весьма примечательны.

К Аркадию Ивановичу Раскольников идет накануне той роковой ночи разлуки и борьбы стихий — на небе, на земле, в душах героев, — ночи, проведенной Свидригайловым в грязной гостинице на Большом проспекте, а Раскольниковым — над притягивавшими, звавшими его черными водами каналов. В последний раз хочет Родион узнать, как жить “по ту сторону добра и зла”, но не может уже Свидригайлов дать Раскольникову ответ, потому что теперь уже наверняка знает, что у него нет будущего, что его вечность — это “банка с пауками” и нет спасения от отчаяния.

После этого Раскольников обращается к Соне и остается жить, хотя и он, в ту же самую ночь, был на грани самоуничтожения. Окончательно признав себя “вошью”, он идет сознаваться в убийстве, прекращая свой “бунт”.

Раскольников узнает о смерти Свидригайлова, решаясь на признание.

Тогда арестуйте, но смеяться себе в глаза и мучить себя я не позволю». Ударяет кулаком по столу, но потом инстинктивно переходит на шёпот: «Не позволю, не позволю!»

Порфирий бросается к нему с графином.

«Да я, Родион Романович, не такие еще ваши подвиги знаю. Ведь я знаю, как вы квартиру-то нанимать ходили, да в колокольчик стали звонить, да про кровь спрашивали… Негодование-то в вас уж очень сильно кипит-с, благородное-с, от полученных обид, от судьбы, вот вы и мечетесь туда и сюда. Этак ведь иногда человека из окна али с колокольни соскочить тянет, и ощущение-то такое соблазнительное. Но верьте: я истинно вас люблю и искренно добра вам желаю».

Раскольников потрясён. Но овладевает собой.

Борьба мнений, поиск решений важнейших философских проблем — вот что составляет основу романов Достоевского. На переднем плане у него — человек-идея, судьбу и взгляды которого всесторонне исследует писатель.

Одним из таких героев является студент Родион Раскольников в романе “Преступление и наказание”. Этот человек, убивший старуху процентщицу и ее сестру, не обычный преступник, а человек мыслящий, создавший свою теорию, для проверки которой он и пошел на чудовищный эксперимент — “на кровь по совести”.

Герой размышляет над этим вопросом и хочет доказать себе и окружающим, что он не “дрожащая тварь”, а прирожденный “властелин судьбы”. Однако Раскольников — натура сложная и неоднозначная.

Он, идя на преступление, старался соединить в себе абсолютную власть Наполеона и назначение Мессии, ведущего человечество к счастью, помогающего униженным и оскорбленным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *